Домашняя бухгалтерия


Или откровенный разговор о ценообразовании

Собственно, речь идет об ответе всем тем интересантам, которые охают изучая наш прайс-лист. Ссылки на кризис и дороговизну овса народ как то не слышит, вот и ходим в «кулаках-мироедах», наживающихся на честных тружениках. Не то чтобы сильно трогает, но надеюсь, приведенные расчеты и выводы могут быть полезны не только потенциальным покупателям, но и собирающимся начать свой бизнес в сельском хозяйстве.

Сначала напоминаем теорию. Старик Маркс «конкретно» заявил, что мелкотоварное производство менее рентабельно, чем крупнотоварное (фабричное, промышленное если хотите). Под рентабельностью Маркс понимал затраты на производство единицы продукции. Именно этот факт и привел в свое время ко всем буржуазным (индустриальным) революциям.

Очень греет душу и, отчасти, карман, тот факт, что ремесленное производство никак не заглохло совсем. Есть сферы деятельности, в которых промышленное участие не представляется возможным в принципе, например, большинство товаров авторского толка от сувениров до модных домов. Но есть и такие сферы деятельности, где сосуществуют как промышленное производство, так и индивидуальный промысел. Сельское хозяйство в их числе.

Большинство потребителей готовы платить за часы ручной сборки на 2-3 порядка дороже, чем за фабричные, а вот разница в ценах на молоко, полученное в условиях фермы на 1000 голов, и от частнособственнической коровы, имеющей имя и биографию, возмущает неимоверно. Но этот факт из области общественной психологии, корректно объяснить его не компетентна, так что обратимся к цифрам.

Итак, расходы на корову.
Вот вам рацион на 1 день:

  • 12-15 кг сена,
  • 7-10 кг сочных кормов,
  • 1-2 кг концентратов,
  • около 50 литров воды.

Цены этого года:
сено – около 3х руб/ кг,
корнеплоды (силос не слишком популярен у частника) – около 10руб/кг, зерно до 6 руб/кг.

Всего получается около 120 рублей, даже если принять низшие уровни цен. Конечно, рацион зимний. В наших условиях – на 7 месяцев в году. Но по той же технологии расходы на зерно и летом не отменяются, 100г/литр произведенного молока приличной буренке положено. Ну еще соль (70руб/брикет, за год точно скушает), мел и рыбий жир в период стельности, ветобслуживание (2000р/год), осеменение (500-1000руб).

Предвижу (слышала) аргументы обывателя: «сено надо самим косить, а картошку-морковку выращивать». Мило, но ведь цена на корма от того, что они произведены вами, не так уж и меняется. Особенно если учесть семена, транспорт и обработку почвы, трудозатраты, наконец. Себестоимость картошки на 10 вручную обработанных сотках, если учесть расходы на хранение все равно стремится к 5 рублям (не считая мозолей и радикулита). Опять же сенокосы выделены отнюдь не для всех. Но это все лирика, а мы вернемся к цифрам.

Средняя корова дает в сутки 15-20 литров молока 9-10 месяцев в году. Конечно, вроде получается, что цена молока 4-5 рублей за литр. Но это не цена и даже не себестоимость, поскольку в расчетах не учтена масса затратных моментов, от стоимости аренды земли до трудозатрат. Так что смело закладывайте цену 10 рублей. Кроме того, корова ведь растет до молока 3 года, при этом не переставая кушать, пастись, украшать сарай навозом.

Спору нет, коровье молоко – самое рентабельное во многих смыслах сельхозпроизводство, но много ли найдется в нашей доблестной стране людей способных выкладывать по 2-3 тысячи ежемесячно на содержание пусть даже кормилицы. Особенно если реализация непостоянна или её вовсе нет. Так что режут по первому снежку буренок по всей России и будут резать впредь. Но не будем о грустном, вернёмся к расчетам.

Итак, молоко получаем на 3м году жизни, соответственно, дабы окупить 3 предыдущих года приходится удвоить цену на него по крайней мере года на 3, уже минимум 20 рублей выходит. Но не забывайте, что с молоком появляется теленок. Бычку расти 1.5-2 года до товарной тушки (кг 200), а телочке, как вы помните – почти 3. Опять расходы на корма-уход без отдачи.

Впрочем, нет, кормилица накормит и потомство, если это заложить в цену молока и продуктов из него. Поскольку потомство в среднем ежегодное, то цена, грубо говоря, вырастает до 35-40 рублей. Такая цена литра молока позволяет ОКУПИТЬ содержание коровы за 6 лет. Согласитесь, 10-15% прибыли не бог весть что, учитывая все заботы и затраты по уходу. Этот процент всяко меньше торговых надбавок супермаркета, как бы они ни образовывались.

Так что не фыркайте, господа покупатели. 35-50 рублей за литр домашнего молока – суровая правда крестьянской жизни. Стабильность этой цены по разным регионам убеждает в меня в собственной правоте. В глубинке, когда вы покупаете молочко от домашней коровы по 10-15 рублей за литр, вы подписываете ей смертный приговор или обрекаете на голодную зиму. Так будет продолжаться до тех пор, пока не появятся кредиты на 3-5 лет под разумный процент и/или дотации на каждую скотскую голову, причем, не по 300 рублей за сезон.

А напоследок несколько слов о ценах на мясо. Основываясь в расчетах на рекомендуемых рационах, получили интереснейший эффект: Вне зависимости от вида скотины и даже птицы, учитывая время ее роста до товарных размеров, цена на любой вид мяса примерно одинакова, в этом году она неуклонно стремится к 300 рублям. Причем, не дающая молоко или регулярный приплод зверушка (кролики, например), с полугодового возраста начинает буквально «съедать» сама себя, вернее становится категорически нерентабельной.

Даже к несушкам это относится. Вполне понятно, почему на птицефабриках срок куриной жизни – 5-6 месяцев. Так что, если хотите настоящую домашнюю курочку для изготовления «супчика с потрошками» - готовьтесь выложить что-то около 10 баксов. Это будет честно, причем, намного дешевле, чем в любом забугорье за птичку тех же параметров, украшенную лэйблом «органик фуд».

Ваша оценка: Нет Рейтинг: 4.7 (23 голоса)



Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".
Гость
Не в сети
Регистрация: 17/05/2010

Николай Вы не правы, что мелкое что крупное накладно. Кролик падёт не так жалко, а телёнок, корова? И затраты на них намного дороже. Я всё держу от мелкого до крупного. Думаете выгодно? Нет. Затраты больше чем получу. Зачем держу сама не знаю, по привычке... Ещё мясо своё. Купить-вырастить-продать=невыгодно!

Николай
Не в сети
Регистрация: 01/08/2009

И мясо и молоко и овощи - все не выгодно. А только продают же. Раньше это объясняли тем, что в колхозах наличку не давали. А сейчас? Летом корма дешевле? Дешевле. Это так, а значит выгодно держать. На Южном Урале в деревнях почти у каждого гуси. Да не по десятку. Корма этой птице не надо, сама найдет. А к зиме на мясо готов гусь. Вот и прибавка к бюджету. Так что песня о затратах очень неоправданных, ну очень сомнительна. Laughing

Света.
Не в сети
Регистрация: 30/07/2009

С недавних пор стала фермером. А до того вела подсчёты на бумаге, и всё выглядело так шикарно, что рискнула и завела сначала кроликов, а потом кур. В практике стало ясно, что кормов закупается больше, чем выход продукции (жаркое лето сказывается до сих пор). Спасибо мужу, что поддерживает меня! И всё таки - кушаешь СВОЁ мясо или овощи-фрукты и наслаждаешься вкусом. А купив магазинные продукты, думаешь: и чем же кормили эту скотинку, и чем поливали эти вруктики? Может быть это только у меня такие ощущения? Но руки не опускаются и в перспективе ещё хотим и козу завести. Хочется хотя бы свою семью кормить ЧИСТЫМИ продуктами. Это лично моё желание.

Алёна
Алёна аватар
Не в сети
Регистрация: 24/05/2009

Согласна на всё сто! Разве сравнишь, например, домашнюю курицу с магазинной? И рядом не лежали!

Гость
Не в сети
Регистрация: 17/05/2010

Такие ощущения не только у тебя Светлана. Своё мясо - это самое лучшее. Я держала много скотины: коров, 4 тёлки, бычков, свиней с поросятами и на откорме. Не буду считать кур, уток, кроликов, мы это за скотину не считаем. Вот хочу сказать, что затраты больше, чем прибыль. Корова и свиньи не окупаются, тёлки тоже. С бычков ещё можно немного получить прибыли. Мы продаём перекупщикам, а они скупают дёшево. Но в деревне нет других заработков... Вот и держим, чтобы семья была сыта.
А сейчас в деревни скотину стали держать только для себя на мясо.

Галина Сергеевна
Галина Сергеевна аватар
Не в сети
Регистрация: 03/06/2010

Только в нашей деревне поголовье КРС у частника сократилось с 54 голов до 15. За 7 лет. Зарплаты выросли(на уровне местного СПК) с 1200 до 5000-8000 руб. Да и на эти деньги можно скорее существовать, а заводить скот никто не разбежался. Да и мелких фермеров, занимающихся молочным КРС в нашем районе всего 1. Так что скоро господа скептики, будете пить порошковое молоко. К слову у меня растёт нетель, но завели мы её только потому, что трое детей и я не работаю, а покупать молоко на семью из пяти человек малость накладно на одну зарплату.

Ирина
Не в сети
Регистрация: 29/09/2009

Сама когда-то жила в селе, и все-таки тоже скажу, что есть смысл заводить хозяйство, окупаемость все равно будет. Мы продавали молоко и птицу по рыночным ценам, и в течении 2х лет появилась прибыль, а до этого нужно было вкалывать и вкалывать. Правду здесь Николай сказал - тяжелым бывает труд в животноводстве. Пока молодые силы были - трудились все.
А потом жизнь переменилась, союз развалился и животных кормить не на что.

Феврония
Не в сети
Регистрация: 22/09/2009

Тема вовремя! Давно об этом подумываю.
Так получилось, что я долго жила в казённой квартире, сейчас живу в своём доме в (городской черте) Потому часто "раздваиваюсь". Купить хочу "подешевле", продать "подороже" Хотя продавать мне нечего, так, если только яйца куриные иногда. Но это всё лирика. Дело во взаимопонимании между людьми разного образа жизни.
Сельчанам говорю: не завидуйте, жизнь в городе бешеная, там много бегать надо, нервничать. А горожанам советую не завидовать по другой причине: чтобы скотину держать, надо пахать, пахать и пахать. От скотины в отпуск не уйдёшь, бюллетень не возьмёшь и на диване не расслабишься. Ценить надо не только свой труд, но и чужой. Удивляет одно: почему городской житель хочет за свою работу получать приличные деньги, а сельчанину в этом практически отказывает ?? С другой стороны сельчане часто не понимают, что в городе приходится платить за каждую мелочь, которую в деревне и не заметишь.
Разговор о ценообразовании на продукты сложен, требует расчётов, а кто их очень то ведёт в деревне? В основном фермеры, которые берут кредиты и т.д.
На мой взгляд себестоимость продуктов зависит от способа доставания, цены кормов и может разниться даже в одной деревне, не говоря уж о пригороде, там всё тяжелее.
Какой выпас, какой урожай зерновых, где сенокосные угодья, по какой цене корма и товар, как далеко город. Всё влияет. А ещё влияет есть ли у тебя знакомые, родные в начальстве, в комбайнерах, и т.д. работаешь ли ты возле "кормушки", заготавливаешь корма сам, берёшь в счёт зарплаты или с базара. В каждой семье будет свой счёт. Счёт не только денег, но и вложенного труда.
Что касается коровы, её приплода и молочных продуктов. Я не один раз разговаривала со знакомыми сельчанами. Они считают, что при всех сложностях, корова кормилица в доме и от неё отказываются, когда нет уже сил или же появляются приличные доходы от другой деятельности. А вообще у хорошего сельского хозяина в усадьбе всякой твари по паре.

Будучи помоложе, я держала много чего, но всё не на продажу, а себе. Крс только на откорм, перед забоем. Ещё в советские времена. Сейчас опять взялась разводить кроликов и уже пролетела . (не огулялись самки - а кушать просят). На большее у нас с мужем уже здоровья нет, а дети не хотят.

Гость
Не в сети
Регистрация: 17/05/2010

Тема затронута актуальная. Но вопрос должен ставиться не о ценообразовании, а о спросе. Сейчас просто времена такие настают. Потребитель понимает, что ему в магазинах подсовывают молоко и молочные продукты разбавленные сухим молоком или соей (90% которой ГМО). Мясо местное даже на рынках подменяют импортным (опять же полученным с использованием сои). А Вы кушали ныне куриц-бройлеров даже с местных фабрик? Там нет ни вкуса, не запаха, а жир имеет очень странную консистенцию.
И при этом при всем у городского потребителя доходы стремительно падают. Не до развлечений. Не до смены одежки на модную. А есть хоть одна надежда - покушать чистой еды. Но заводы стоят. А нефть дорожает. Цены растут на все. Качество промышленных товаров - китайское. Вот и мечется горожанин - и пожрать надо, и травится не хочется. Цена частника всегда кололась. И сейчас она колется. Но раньше был выбор- хочешь бери разбавленное молоко (но все-таки качественное), хочешь деревенское подороже, да пожирнее, да без пастеризации. А сейчас и в магазинах дороговато (при этом еще и вредно) и у частников жутко дорого. Ну а крайний, как всегда, "кулацкая морда, наживающаяся на бедах народа..."
Земли на Руси очень много. А жрать скоро будет нечего.
Ну если только как в фильме:"...стюардесса принесла ему обед: пластмассовую тарелку, пластмассовую вилку, пластмассовый нож и крылышко курицы... пластмассовое...: (Фантоцци против всех).

Максим
Не в сети
Регистрация: 14/11/2009

А что ты хочешь? У нас налог берёт за скотину сельская администрация. Газ присосался, за воду тоже за скотину заплати. +купить скотину+купить корм скотине. Если не сдохнет и вырастет давай посчитаем, что тебе останется? Какой навар ты получишь? И это я не считаю тяжёлый труд! Возьмём поросёнка: купить 3000 тыс. руб. + корм 1 тонна - 5000тыс.руб. лекарства, витамины может обойдёмся 500 руб. + вода и газ 1500 руб. Хорошо, если поросёнок вырос 80-90кг. Забили минус 30%. Мясо 50-60 кг, голову, ноги, гусёк, перекупщики забирают бесплатно. Продаём свинина 100 руб кг. Вот твоя зарплата 5000-6000 руб. А потратила ты 9000 или 10000 руб. Ну и где выгода? Да я ем своё мясо, но какой ценой?